16 мая 2021

11 мая Госдума проголосовала за денонсирование Договора об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Нидерландами, действующего с 1996 года.
Правительство России предложило уведомить голландскую сторону о расторжении соглашения до 30 июня 2021 года и денонсировать его с 1 января 2022 года.

Стороны не смогли прийти к соглашению об изменении условий соглашения, аналогичному тем, которые были достигнуты после переговоров с Кипром, Мальтой и Люксембургом.
В частности, российская сторона настаивала на повышении ставки налога на вывод капитала, в той или иной форме, с 5% до 15%.
Хотя все еще ведутся дискуссии о том, каким может быть окончательный результат, давайте кратко рассмотрим этот вопрос с практической точки зрения, чтобы понять, есть ли основания для серьезных опасений и могут ли Нидерланды по-прежнему считаться выгодной юрисдикцией для ведения бизнеса с российскими элементами в структуре.
Само собой разумеется, что каждая структура должна рассматриваться на индивидуальной основе, но, в целом, главной проблемой после денонсации соглашения станет распределение дивидендов голландскими дочерними предприятиями в адрес холдинговых компаний в России.
Между тем, преимущества, вытекающие из локального законодательства (к примеру, правила о налоговых послаблениях, вследствие квалифицированного участия) сохраняются и будут продолжают действовать.
В зависимости от фактических обстоятельств каждой структуры, прирост капитала, полученный российскими холдинговыми компаниями от голландских дочерних компаний, а также выплаты акционерного капитала и премии по акциям, по-прежнему должны иметь возможность освобождения от налогообложения в Нидерландах.
Важно отметить, что Нидерланды и Российская Федерация также имеют действующий двусторонний договор об инвестициях.

Если рассматривать «переезд» компаний в иные юрисдикции, важно принять во внимание следующие факторы:
1) с точки зрения DAC6 немедленный переезд (в течение последующих 2 лет) может рассматриваться как агрессивное поведение с налоговой точки зрения, поэтому следует действовать с осторожностью;
2) голландские налоговые органы придерживаются позиции, согласно которой, после регистрации юридического лица в Нидерландах оно остается местным налоговым резидентом даже в случае изменения места фактического управления / юридического преобразования;
3) следует иметь в виду наличие в Нидерландах так называемого «выездного» налога (exit tax) и высокую стоимость и сложность “переезда” компании в иную юрисдикцию;
4) следует учитывать потенциально возможные неблагоприятные налоговые последствия самого факта «переезда» / преобразования;
5) в некоторых юрисдикциях (к примеру, в Люксембурге) компании, планирующие пользоваться преимуществами местных соглашений об избежании двойного налогообложения, должны отвечать минимальным требованиям по налоговому присутствию (наличие реального офисного помещения и ежегодные расходы на заработную плату сотрудников в размере не менее 100 000 евро).